Журнал «Страстной бульвар,10». Выпуск №8-208/2018В России

Мюзикл ДубровскиййНижегородские зрители неравнодушны к мюзиклам. Учитывая интересы публики да и собственные коммерческие тоже, спектакли этого жанра давно украшают афишу академической оперы, они идут едва ли не в каждом театре города, а в Нижегородском камерном музыкальном театре им. Владимира Степанова являются основой репертуара. Поэтому ничего удивительного, что очередной премьерой у этого коллектива стал мюзикл «Дубровский» композитора Кима Брейтбургаи драматурга, хитмейкера Карена Кавалеряна. В сравнении с оригиналом либретто «облегчено», очищено от отвлекающих внимание деталей и имеет ряд отличий от Пушкина, введенных с целью мелодраматизации действия.

Поставил мюзикл известных столичных авторов о русском Робин Гуде художественный руководитель Камерного музыкального театра заслуженный артист России Сергей Миндрин в содружестве с музыкальным руководителем Борисом Схиртладзе, сценографом Борисом Шляминым, хореографом Еленой Хиценко, художником по костюмам Ольгой Лагедой при участии Ирины Шевчук. Между прочим, это уже третья премьера Брейтбурга в Нижнем Новгороде: в «Комедiи» несколько сезонов с успехом идут его «Леонардо» и «Казанова». 

Доминирующая основа спектакля - вневременная захватывающая история о любви и вражде, о дружбе и предательстве, о людских страстях и судьбах. Каждый эпизод ее предваряет комментарий Рассказчика (Дмитрий Суханов): словно перелистывая страницы повести, в стихотворных монологах он поясняет перипетии сюжета. 

Меломанам, разумеется, привычнее слышать Пушкина, романтически «озвученного» Чайковским. В данном случае, музыкальный ряд представляет собой антологию массовой русской музыки за последние сто с небольшим лет. Роскошный букет жанров составляют народная протяжная и плясовая, бытовой романс, русский «тяжелый рок», а также Его Величество эстрадно-песенный жанр от ретро до неоклассики. Местами слышались и отголоски русской классической оперы. Отец будущего разбойника Дубровского, к примеру, поет прощальную арию, напоминая оной предсмертную арию Сусанина из оперы Глинки и, так же как у Глинки, удивляя колоратурными изысками в баритоновой тесситуре. Увещевая Машу выгодно выйти замуж, самодур Троекуров словно поет с голоса Мельника, который в еще одной классической русской опере - «Русалке» Даргомыжского - излагает свою точку зрения на «выгодные» для девушек отношения с богатыми мужчинами.

В нижегородском спектакле нет «второстепенных» действующих лиц. Исполнители всех ролей проявили себя как талантливые певцы, танцоры и драматические актеры. Выразительные, запоминающиеся характеры представили Сергей Попов (деспотичный самодур Троекуров), Анастасия Павлина (нежная и романтичная Маша, увлеченная музыкой и французской литературой), Лариса Назарова (заботливая няня Арина), Иван Архипов (разорившийся дворянин, но несгибаемый Дубровский-старший). А какие изворотливые слуги - Архип (Роман Ронин) и его жена Егоровна (Дарья Тюрина), действующие по принципу «и вашим, и нашим» и предающие в итоге своего молодого хозяина! Ярко проявил себя в роли благородного, романтичного мстителя Дубровского недавний выпускник консерватории Владислав Бурцев, ставший за короткий срок одним из ведущих артистов труппы. Весьма интересен - внешне благороден, решителен, этакий франт в модном сюртуке от кутюр - князь Верейский (Сергей Миндрин). При таком Верейском любая Маша вполне способна одуматься и зажить счастливой семейной жизнью. Роскошна и элегантна коварная Псарица (Ирина Шевчук) со своими подопечными - тремя собаками породы борзая. Пугающе-разгульны разбойники: спустившись в зал под звуки хард-рока, они берут в заложники несколько зрителей, заламывают им за спину руки и уводят на сцену: визуальная картинка из телевизионного сюжета, придающая действу некоторый оттенок шоу. Поначалу кажущийся безобидным и смешным, судебный заседатель Шабашкин (Артем Брехов) эволюционирует в своей песне до всемогущего монстра, словно дон Базилио в знаменитой «Клевете». Зритель от души смеется над комическим персонажем Сергея Перевозчикова - помещиком Спицыным. Еще один талантливый комик труппы, Артак Тадевосян, блеснул в небольшой роли француза-учителя.

Новый спектакль стал одним из самых обсуждаемых театральных событий Нижнего Новгорода. Он хорош еще и тем, что его можно смотреть по-разному. Меломаны с серьезным подходом к делу не преминут отметить, что два действия «Дубровского» сходно устроены как драматургически в целом, так и в плане появления и чередования артистов на сцене. В обоих случаях действия открываются непринужденной «тусой» Троекурова и гостей: стоит дым коромыслом, а троекуровский холоп от души вернет «должок» барской спине. Все так же будут смеяться над Спицыным и ужасаться разбойникам, вновь внесет свою лепту в интригу грациозная, под стать своим подопечным, Псарица, а в конце Маша с Дубровским расстанутся окончательно. Таким образом, части спектакля соотносятся по принципу взаимного резонанса: второе действие является словно бы усиленным, отчасти гипертрофированным, отражением действия первого. Это осознание, впрочем, приходит в качестве бонуса послевкусия, когда вы уже отхлопали ладони, покинули зрительный зал и не спеша шагаете домой, вспоминая увиденное и услышанное. 

Фото Георгия АХАДОВА

Федотова Мария, Шлыков Владимир